9. Кэнберра.
Сегодня у меня было две разные, но равно интересные прогулки. Первая с Жанной — на shoping. Это странно и необычно, когда ты точно знаешь, что тебе нужно, и покупаешь это не глядя на цены не ограничивая себя в необходимом. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать плохие вещи». Да, я хочу запомнить это ощущение.
Вторая прогулка во многом более значима. С Иеном мы ходили гулять в Парламент. Да-да, в то самое здание, где заседает местный сенат и решаются судьбы страны. Австралийцы поразительно открыты в этом вопросе. Старое здание австралийского парламента они сейчас используют как музей демократии, а новое — поразительный проэкт. Холм, парк, стекло, метал и камни смешали вместе и получили шедевр. Холм разделен на четыре сектора. Центральный вход напротив озера и Мемориала с другой его стороны. Широкая площадка перед входом выложена рыжими камнями и символизирует пустныю. В центре — фонтан-озеро и клумба австралийской растительности в нем. Вход открыт для всех. Да, в здание нужно пройти через осмотр (как в аэропорту), но никто не спрашивает документов (что лично для меня — удивительно). Холл — огромное пространство, колоны из мрамора (белый в синеватых разводах) симовлизирует эвкаплиптовый лес, и по цветам правда похож. За ним — большой холл, снова дерево на полу, на стенах — и единственная картина — rainforest и белые какаду. Там устраивают приемы, балы, концерты. Вокруг — что-то вроде выставки об истории демократии. Magna Karta, оригинал — на постаменте. Это бумага, подписанная сначала королем Джоном (1215), после, в другой редакции — Эдвардом 1 (1295) об ограничении власти короля и уважении прав и свобод других людей. В англоговорящем мире с нее начинают отсчет развития демократии. За ним — зал с фонтаном. Вода шумит, и его сделали специально для того, чтобы люди могли говорить друг с другом и не боятся быть услышанными другим. Направо от него — сенат, налево — зал представителей (абсолютно одинаковые). И туда можно войти. Сести посидеть на стуле сенатора (если хочешь). И не только когда у них перерыв в работе, как это было сегодня, а вообще в любой день. В сенате — около тридцати человек (представители штатов). Справа власть, слева опозиция. Над ними — галерея для пресы. Еще три — для любых желающих, а сверху — галереи для школьников. Их сюда водят на экскурсии посмотреть и послушать работу правительства. Поразительная открытость (я уже говорила, да и все же. А еще здесь можно подняться на крышу. С нее — потрясающий вид на город и горы вокруг. Там гуляют, фотографируются, смеются, - в общем, это и правда многолюдный парк, любимейший в городе. Вокруг — сады, галереи с картами Австралии, уютные беседки, фонтаны — красота.
Но поразило не это. У нас там много делается за спиной, эти депутаты-пианисты, бегающие голосовать «за себя и за того парня», приходящие или не приходящие когда вздумается... каким было бы их поведение, если бы и вправду — любой желающий в любой момент мог прийти, посмотреть — и сделать выводы. У которых, при их системе прессы, однозначно будут последствия. Те или иные, в зависимости от поступка.
Хочу такое. Почему бы и нет? Их депутаты не боятся своего электората. И не прячутся. Просто думают иначе.
Думаю, весь наш негатив тут тоже где-то существует. Но — его мало. Потому что все, все время — на виду. Вот настолько...
Необычный город Кэнберра, построенный как столица и живущий исключительно как большой административный центр. Половина домов тут — посольства. Малонаселенный, но активный. Продуманный. И открытый.